кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Бегущий 2019

Перед предстоящим сегодня вечером просмотром 2049 я решил освежить впечатления от оригинала. В ночи, с выключенным светом, медитативно превозмогая сон. Я видел Бегущего по лезвию несколько раз в детстве и всего лишь единожды пересматривал в сознательном возрасте, и совсем не знал о существовании аж семи версий фильма. В этот раз мне достался пресловутый Final Cut, почитаемый тонкими ценителями как самый точный в смысле погружения, нарратива и авторского видения. Основные различия между театральной, режиссёрской и финальной версиями ёмко изложены в следующем видео:



Я же отмечу моменты, важные в первые очередь для меня.




Фильм безумно, запредельно, трансцендентно красив. В моём детстве папа подключал видеомагнитофон к телевизору Радуга-706, который, будучи вполне себе цветным, видео с кассет демонстрировал только в оттенках серого. Монохромный Форд гонялся за монохромным Хауэром под нескончаемым ливнем.



Даже в таком виде угрюмое величие фильма завораживало, а уж сейчас... Я не устаю наслаждаться каждым кадром. Совершенно невероятная операторская работа, абсолютное понимание композиции, светотени, настроения. За последние годы такой уровень продуманности сцены я наблюдал только в Король говорит Тома Хупера и сериале Молодой папа Паоло Соррентино. Каждый кадр здесь превращён в полноценное живописное полотно.



Оказывается, те сюрреалистические визуальные приёмы, которые использует Алексей Герман в Трудно быть богом и которые я считал германовской находкой и даже открытием, практически в полном объёме были реализованы Ридли Скоттом в 1982 году.



Мне очень нравится, что фильм можно разглядывать – неспешно и вдумчиво. Да, течение повествования здесь как в сонном тумане; никакого ураганного действия, в духе Вспомнить всё Верховена. Но для созерцания такой бешеной динамики и не нужно.



А ещё мне страшно понравилось, насколько близка эстетика построения пространства, атмосфера сновидения у Бегущего и другой работы Скотта, моей любимой Легенды. И так это, увы, не похоже на последние фильмы Ридли. Вот эти дискретные крупные планы и таинственные интерьеры, дуло пистолета на фоне плачущей дождевыми потоками стены здесь и замёрзшие часы с фигуркой Смерти там. И единороги конечно же.





Забавно, что в детстве с двумя моментами фильма были связаны мои довольно сильные эротические переживания. Вы легко можете догадаться, о каких моментах речь. Сейчас я смотрю на эти эпизоды с улыбкой, хотя совершенно ясно помню и понимаю, откуда растут уши (подсказка: не отсюда).



Разумеется, Бегущего ни в коем случае нельзя воспринимать ни как боевик, ни как реалистический киберпанк об устройстве социума. В первом случае очень легко заснуть раньше времени, во втором в глаза начинают бросаться странные вещи, вроде абсолютно бездарной системы безопасности Тайрелла. Одно дело антиутопические грязные улицы, но уж спальня-то главного зодчего должна быть цитаделью! Но для меня Бегущий по лезвию всегда был именно сюрреалистической притчей. С очень простым сюжетом, очень размытыми законами природы, но чудовищной по своей силе выразительностью.



В общем, детство в очередной раз уложено в голове по полочкам. Теперь пора с чистой совестью посмотреть, что там наснимал Вильнёв.
Tags: кино, ностальгия
Subscribe

  • И немного о вечном: постмодернизм и видеоигры как искусство

    Есть темы для дискуссий избитые, а есть, знаете ли, непреходящие. Сегодня – о вторых. Мне очень нравится, когда Дмитрий Быков и Антон Долин, оба мною…

  • По поводу симулякров

    Моя любимая ягода – земляника. Вот такая, знаете, лесная, с коротким сезоном жизни, лаково горящая на солнце и чрезвычайно ароматная, как никакая…

  • Я тряс над ними песком...

    Немного возрастной рефлексии, симпатичнейшие мои. Интервью Моргенштерна Дудю, помимо чертовски смешного эпизода с рестораном и экселевской табличкой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments