кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Shantae: Risky's Revenge. Феминизм здорового человека

Strong female lead’ом © обывателя уже не удивить. К хорошему привыкаешь быстрее, чем наступает технологическая сингулярность. С другой стороны: в чём главная проблема современных сильных героинь? В чрезмерно целомудренных массах практичной одежды? Отнюдь: последние разработки в этой области сигнализируют наоборот о торжестве здравого смысла над унынием. Самое слабое место – это самоирония. Сильные героини слишком серьёзны. Они так боятся утратить независимость, что разучились быть забавными. Но это ли не слабость? По-настоящему сильному искателю приключений ничего не стоит попасть в неловкую ситуацию и развеять сгустившийся пафос собственной непосредственностью.



К счастью, на помощь пришли симпатичнейшие Эрин и Мэтт Бозоны, которые в пику упомянутой беде придумали Шантэ – девушку-полуджинна, фехтующую собственными фиолетовыми волосами и танцующую ракс шарки, чтобы превращаться в… Но подождите, обо всём по порядку.


Во-первых, разберёмся с именем. Многие, не мудрствуя лукаво, произносят Shantae, как «Шанти». Знаете, как Мисти, Кристи – типичные девчачьи штуки. Это неточно. В трейлерах героиню называют «shawn-tə» (shh + on) или «shan-tə» (shh + an). «Шанти» в буддизме обозначает мир и покой. Наша Шантэ всем своим видом и поведением артикулирует хаос и безудержное веселье. Во времена солнечного детства я отдыхал на турбазе Кристалл, и к нам приехали американские скауты. Среди них была африканка по имени Шантэ, девушка с тучной харизмой. Мы недальновидно обучили её играть в «картошку». И возопили. Шантэ небрежно взмахивала ладонью – мяч метеоритом врезался в спину несчастного. Шантэ из Risky’s Revenge в этом смысле от тёзки не отстаёт.



Вообще Risky’s Revenge – вторая игра о приключениях разудалой полуджинниньи, но, насколько я могу судить, дающая весьма исчерпывающее впечатление о серии в целом. Игра досталась мне в подарок от боевого товарища dreamwalk3r, за что ему вновь большая искренняя благодарность, и сопровождалась словами: «По-моему, эта героиня в твоём духе». Так точно, бро. Абсолютно в моём. Как и все нежно любимые мной персонажи-девочки, Шантэ выдерживает идеальный баланс между внятными ценностями феминизма третьей волны и отказом от его же, феминизма третьей волны, абсурдности. Создатели, миссис и мистер Бозоны, чем-то напоминают авторов Чудо-женщины: они придумали героиню, не только исходя из социальных трендов и статистических условностей, вроде теста Бекдел, но из личного представления о прекрасном. Именно так и должно поступать искусство.



Поэтому Шантэ и её мир, одновременно и глубоко феминистичны, и полны милыми сердцу здорового человека фетишами. При взгляде на дизайн местных костюмов, архитектуры да и просто титульного шрифта может возникнуть очевидная ассоциация с Аладдином и сказками Тысяча и одной ночи. Однако главный источник стилистики (а также общего настроения) игры – это конечно же аниме Ranma ½. Бозоны неоднократно указывали в интервью на свою вдохновлённость Ранмой, хотя влияние видно и невооружённым глазом. Последнюю часть игры (ту, что через одну после описываемой) они даже назвали Half-Genie Hero, лишний раз подчёркивая уже и так очевидное.



Как и в том чудесном мультфильме нашей молодости, в Risky’s Revenge много комичных мужчин-остолопов и много сексуально раскрепощённых девиц по обе стороны баррикад. Последние сами диктуют мужчинам правила вселенной и, по большому счёту, полностью правят бал. Скай – лучшая подруга Шантэ (она выращивает и дрессирует хищных птиц, правда некоторые яйца успевают протухнуть), расчётливая зомби-хакерша Роттитопс (чтобы погуглить, она использует всемирную паутину в буквальном смысле: ту, что с настоящими пауками) и пиратствующая антагонистка Риски Бутс (это её месть и в названии игры, и в центре повествования). Все они круты и заносчивы без меры, в чём не уступают главной героине. И да, все они успешно проходят тест Бекдел. Непрерывно всю игру. Но даже без этого крутизны и заносчивости в них бы не поубавилось.



Сюжет игры довольно прост: располагающая шагающим фрегатом-трансформером мисс Бутс настроена отыграться за понесённое в предыдущей части поражение, Шантэ пытается разобраться в особенностях своего рождения – и всё это крутится вокруг древней лампы и ещё пары-тройки принципиальных артефактов. Мы слышали подобное не раз и не два, но то, как непринуждённо и весело подаются штампы через реплики и действия, забавляет чрезвычайно.



Краеугольный же реверанс в сторону Ранмы вплетён непосредственно в геймплей. Шантэ бегает, прыгает, вскрывает ударами волос сундуки и неприятельские тушки, эксплуатирует боевую магию – в общем, делает всё то, что принято в метродиванном жанре. Однако, самое замечательное её умение – танец живота. Каждая исполненная ритмическая фигура преображает девушку в какое-нибудь внезапное существо. Как в Ранме ½ – холодная вода. Преображает, разумеется, не сразу: в соответствии с метродиванными традициями, каждую волшебную трансформацию нужно будет отыскать в ходе игры, и каждое новое обличие откроет технический доступ к новым неизведанным далям.



Во что обычно трансформируются сильные героини? В изящных пантер, смертоносных ястребов, скучающих львиц и прекрасные снежинки? Как бы не так! Шантэ превращается в слона и мартышку. Ещё раз. В слона. И в мартышку. Если в искусстве и существует более изящный образ женской эмансипации, то я его не встречал. Ближе к финалу игры будет ещё одна метаморфоза, но я не стану совсем уж портить вам радость открытия. Шантэ-слон могуче топает, разрушая каменные преграды, а Шантэ-обезьяна карабкается по вертикальным поверхностям как дружелюбный сосед Паркер и летит от стены к стене точно пуля. Точно мяч из пухлой ладони той другой Шантэ, скаута с турбазы Кристалл.



Всё происходящее очень красиво, очень заботливо, очень по-летнему нарисовано в старом добром пикселе. Спрайты аккуратные и хорошенькие, их анимация тщательно продумана и исполнена. Некоторые типичные для платформера действия весьма изобретательно оформлены: например, когда Шантэ приседает и ползёт, то ведёт себя как крадущийся котёнок, выслеживающий воробьёв; а когда приземляется – вытягивается в струнку и вскидывает руки ласточкой, как гимнастка после прыжка через козла.



Scuttle Town – центральный город игры и её основная (и единственная) тактическая база восполнения ресурсов – весь дышит пряным Востоком. Он выстроен аналогично городам из седой игры Zeliard: различного назначения магазинчики и снующие по улицам NPC – замотанные как мумии старички и девушки с кувшинами на головах. В их коротких репликах зачастую кроются непрямые подсказки по прохождению.



Даже принимая во внимание эти намёки, нужно сохранять бдительность и старательно исследовать все доступные закоулки: иногда очередной ключевой аспект, необходимый для движения истории, может быть запрятан чертовски надёжно. Как и во всех хороших играх, изучение пространства даёт здесь очень приятное чувство органичности и взаимосвязанности мира.



Конечно, время от времени игра ощущается не идеально. При всей красоте и плавности анимации, некоторые прыжки и рывки выполняются немного «деревянно», грубо, не всегда можно рассчитать место и момент приземления после того или иного кульбита (особенно в ипостаси мартышки). Логистика между отдельными участками игрового мира не всегда удобна, например, нет никакой возможности вернуться напрямую в город: ближайшие кальмаровые телепорты располагаются на отдалении справа и слева, так что до города всегда придётся добегать пешком. Также сказывается тот факт, что игра портирована с Nintendo DS: сам по себе пиксель-арт выглядит отлично, но вот чёткое, в высоком разрешении оформление меню и текстовых блоков никак не вяжется с винтажной графикой основной игры. К тому же, в отличие от старательно подобранных пикселей игрового мира, меню часто имеют сомнительные цветовые решения.



Наконец, игра слишком короткая. Я совершенно не люблю затяжные опусы, особенно когда часы прохождения накручиваются искусственно штамповкой однотипных, безыскусных заданий; я обожаю короткие, яркие, выразительные приключения. Но тут уж хронометража совсем кот наплакал. Финал наступает быстро и бесповоротно. Подозреваю, так и было задумано мистером и миссис Бозонами: следующая часть игры – The Pirate’s Curse – будет отталкиваться в своих механиках и способностях Шантэ именно от событий в конце Risky’s Revenge, что само по себе очень неплохо. Но хотелось бы всё же продлить удовольствие.



Тем не менее, я был определённо счастлив играть в Risky’s Revenge. Сейчас неспешно прохожу заново вместе с сыном. Больше всего ему нравится красться котёнком, а на уроке труда он слепил из пластилина Башню Испытаний Барона Патрона. Вот эту.



Ну и в игре есть главное: точное попадание в мою героиню. Как сейчас принято говорить, позитивная ролевая модель для подражания. Причём позитивная по-настоящему. Без вульгарного обезличивания с одной стороны, но и без комсомольского соответствия нормативам практичности с другой. В наше непростое время это особенно ценно.




___________________
Ещё про игры:
Owlboy. Торжество пикселя
СтарПёрл. Выпуск №2. Barbarian the Game
Dust: The Elysian Tail. Вихри пушистиков веют над нами
СтарПёрл. Специальный выпуск! Один. В темноте
Tags: игры
Subscribe

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…

  • Пятничные эпиотические: модный салон госпожи Бужардини

    К «Кромешным тайнам Эпиотики», симпатичнейшие! Ещё одно любопытное заведение полуночного Парлетто – шоурум разнообразного платья, которым заведует…

  • Околопятничные финалочные дудлы

    В ушедшем от нас, наконец, году имела место одна очень добрая и хорошая дата; ею вряд ли можно оттенить все прошлогодние печали и неурядицы, но мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments