кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Про ЗВ и христологичность

Дальнейший текст содержит солидные спойлеры практически ко всем фильмам о Звёздных Войнах.

Дмитрий Быков часто говорит о христологических фигурах в литературе и кино, причисляя к таковым и Гамлета, и Остапа Бендера, и Гарри Поттера. Но вот привести пример женского христологического образа затрудняется. А я подумал, вдогонку к соображениям о Рогалике-1, что Джин Эрсо легко могла бы стать такой героиней, если бы не.




Но обо всём по порядку. Уже в Оригинальной трилогии евангельских мотивов значительно больше, чем может показаться на первый взгляд, и Люк – такой разный в каждом из эпизодов – фигура изрядно христологическая.

Новая надежда похожа на Рождество и начало пути Иисуса: ферма на пустынной земле под вифлеемской двойной звездой, волхвы-дроиды приходят к герою куда более инфантильному, чем любой новорожденный младенец, жизнь героя меняется кардинальным образом, герой берётся творить добро и чудеса. Здесь уже присутствует и лейтмотив «смерти и воскресения» в лице Кеноби, хоть Оби Ван сам по себе не достаточно христологичен, скорее Иоанн Креститель: и на смерть идёт с улыбкой, без душевных метаний, зная, что всё равно вернётся, да и схватка его с Вейдером на (даже промежуточный) катарсис никак не тянет.



Главной темой Наносящей ответный удар Империи по сути стало предательство. Здесь не только Лэндо исполняет в сторону Хана поцелуй Иуды, но и, в каком-то смысле, Оби Ван предаёт Люка, не рассказав правду об отце. Ужас прижимающего к груди обрубок Скайуокера не в том, что внезапный отец искушает Тёмной стороной, и искушение это сильно, а в том, что учитель его обманул, мир рушится, правды нет, тупик.



Наконец, Возвращение Джедая – эпизод исключительной пасхальности. Не в смысле запрятанных в нём «пасхалок», а в смысле лейтмотива воскресающего бога: даже название содержит его в себе. Люк добровольно сдаётся силам зла, как это делает Христос, и точно так же одновременно и уверен в своих силах, и мучим нормальными человеческими переживаниями. Диалог с Леей в ночных джунглях Эндора – непрямая, но легко прочитываемая аллюзия на Гефсиманский сад.



И пусть страсти Скайуокера в объятиях Палпатиновых молний не приводят к жертвенной смерти, как страсти Христовы, Люк совершает главное, до мозга костей христианское, чудо: он побеждает зло не силой огненного меча, а гуманностью, пробуждением сострадания. И собственно умирающим-и-воскресающим-богом в финале оказывается не он, а отец, неожиданно обретший свет, жертвующий собой ради сына – ну и преспокойно возродившийся вместе с прочими джедаями в метафизическом формате. Хотя, конечно, из Вейдера тот ещё Христос.



Трилогия приквелов, в свою очередь, рассказывает совсем иную, но тоже классическую историю: гений и его падение. Как в оригинальном, не гётевском Фаусте 1587 года – где дерзновенный ум, достигая запретных вершин, кончает сошествием растерзанной души во ад. Этот сюжет массовой культуре не в новинку: например, путь Лайта из Тетрадки смерти или Уолтера Уайта из Breaking Bad во многом схож с судьбой готичного Энакина. Такие герои, разумеется, бесконечно востребованы и любимы (в случае с Энакином любовь омрачена слабой актёрской игрой, но это частности), но христологическими их не назовёшь.



О том, что там с лейтмотивами и аллюзиями в Новой трилогии, говорить пока рано, поэтому вернёмся, наконец, к Rogue-one. В сущности, вся фабула фильма – это высокая смерть ради будущего человечества (Галактики).
Как я уже писал вскользь, Джин Эрсо обладает отличным потенциалом для того, чтобы быть христологической героиней. Во-первых, она бродяга и аскет. Да, да, многие справедливо подмечали: она бродяга и аскет с изысканным круглосуточным несмываемым макияжем, но что уж теперь! Христос на иконах тоже умыт, опрятен и, как правило, славянин. Во-вторых, у неё есть апостолы (пусть и в два раза меньше числом), и она умеет покорить их словом и заразить энтузиазмом. В-третьих, она действительно «человек не отсюда»: она в равной степени отчуждена и от зловещей, чёткой, холодной Империи, и от несобранных, плохо организованных, рыхлых Повстанцев, и вообще от людей. При этом у неё, как и положено, совершенно иррациональная, горячая, святая вера в свою (и папину) правоту, не подкреплённая, в общем-то, никакими фактами. Наконец, в-последних, как и у Христа, отец Эрсо – по сути демиург, творение которого генерирует казни египетские и геноцид. Но сам по себе демиург конечно же добрый, мудрый и благосклонный.



Все козыри на руках! Казалось бы, что ещё нужно? А нужно, друзья, простое человеческое несовершенство – и вот его-то как раз не хватило. Для меня принципиальное отличие Христа от любого иного монотеистического божества в его живости. Иисус изобрёл гуманизм и всепрощение в первом приближении. Как бы ни пытались конфессии играть в строгость, иерархию, пуританство и воздаяние после смерти, Христос – это в первую очередь о человечности, а Рождество – о жизни по эту сторону черты. Это бунт эмоций и разума против изжившего и заскорузлого, это свобода выбора в противовес слепому коридору. Джин Эрсо всех этих штук лишена. Ей не хватает живости, не хватает подвижного ума, но главное – ей не хватает неоднозначных условий, спорного выбора, любви к собственной жизни и нежелания с этой жизнью вот так запросто расстаться. Иными словами, ей не хватает пресловутого моления о чаше: в Гефсиманском саду у Христа проявляются две воли – божественная и человеческая. У Джин всю дорогу пригорает только божественная. Этого мало.



Я пока не знаю, чего ждать от Рэй. С живостью и гуманизмом у неё всё в полном порядке, даже с избытком; но вот осмелятся ли диснеевские продюссеры загнать её в неразрешимый узел, поставить вопрос ребром, проделать с девушкой те же разительные трансформации, что переживал от эпизода к эпизоду Люк – большой вопрос. Особенно в свете того, что события Эпизода VIII, как обещает режиссёр, стартуют сразу с финальной сцены Пробуждения Силы. Но посмотрим. В конце концов, Евангелие – не единственный источник лейтмотивов заоблачной крутизны.



_________________
Ещё про ЗВ
Преизрядное пробуджение Силы
Рождественский этюд на злобу дня
СтарПёрл. Специальный выпуск! Top 12 Practical Effects
И всё же о чудесном рогалике
Tags: starwars, кино, мысли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments